NewPorte
    ГДЕ КУПИТЬ ? NewPorte НА ГЛАВНУЮ    
Россия, Москва, Симоновский вал, д. 26, корп. 2, тел. (495) 675-46-90 / 674-51-46
   
Дмитрий_МеркуловСтатьи, обзоры, публикации (Дмитрий Меркулов)
:

Крейсер Аврора


    Тактико-технические элементы

    Класс: крейсер I ранга
    Название: Аврора
    Тип: КРI 'Паллада' (1899 г.)
    Автор проекта: К. К. Ратник, управляющий Балтийским заводом
    Место постройки: Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург
    Наблюдающие за постройкой: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский
    Общая стоимость постройки: около 6400 руб.
    Заложен: 23 мая (4 июня) 1897 г.
    Спущен: 11 (24) мая 1900 г.
    Вступил в строй: 16 (29) июля 1903 г. - Балтийский флот
    Водоизмещение полное: 6731,3 т
    Размерения:
         Длина полная:
         Ширина наибольшая:
         Осадка средняя:
     
    126,8 м
    16,8 м
    6,4 м
    Скорость максимальная: 19,2 уз
    Дальность плавания: 4000 миль со скоростью 10 уз
    Главная энергетическая установка
    (1903 г.):
    - общая мощность на испытаниях
    - число и тип паровых машин
    - число и тип котлов


    11 610 л.с.
    3 вертикальные тройного расширения
    24 котла Бельвиля модели 1894 г.
    Движитель: 3 трехлопастных винта (до 135 об/мин)
    Запас топлива (угля):
    нормальный:
    максимальный:

    912 т
    1000 т
    Экипаж всего:
    из них офицеров:
    570 чел
    20 чел
    Бронирование: Палуба 38 мм;
    скосы палубы к бортам от 50,8 до 63,5 мм;
    боевая рубка 152 мм;
    кожухи котельных отделений 38 мм;
    снарядные элеваторы 38 мм
    Артиллерийское вооружение:
    (на 1903 г.)
    8х1 - 152-мм орудий системы Канэ (1414 боекомплектов);
    24х1 - 75-мм Канэ (6240 патронов);
    8х1 - 37-мм Гочкиса (7800 патронов);
    2 - 63,5-мм десантных орудия Барановского (1440 патронов)
    Артиллерийское вооружение:
    (на 1917 г.)
    14х1 - 152-мм орудий системы Канэ;
    6х1 - 76,2-мм зенитные пушки системы Лендера
    Торпедное вооружение: 1 надводный ТА;
    2 подводных ТА
    (боезапас - 8 торпед типа <1898>)
    Минное вооружение: 35 мин 254-мм калибра
    (с 1915 г.: 150 мин типа <1908>)
    Противоминное вооружение: противоторпедные сети
    Средства связи: радиостанция системы А. С. Попова,
    6 - 75-мм прожекторов системы Манжена
    (с 1904 г.: радиостанция системы )
    Приборы управления стрельбой: ПУАО системы Н. К. Гейслера,
    2 - 1,4-м дальномера системы Барра-Струда
    Штурманское вооружение:
    (основное)
    2 - 10-дм главных магнитных компаса,
    4 - 7,5-дм путевых магнитных компаса
    Гидроакустическое вооружение: с 1916 г.: станция звукоподводной связи <Фессенден>
    Схема 1903 г.

    Схема вооружения и бронирования (1903 г.)

    История корабля
    Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Корабль построен на стапелях Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1897-1903 годах по программе усиления морских сил России на Дальнем Востоке. 25 сентября (8 ноября) 1903 года 'Аврора' в составе отряда крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток. Совершила плавание по маршруту: Кронштадт - Портланд (Англия) - Алжир - Специя (Италия) - Бизерта (Тунис) - Пирей (Греция) - порт Суэц - Джибути. Однако в связи с началом войны с Японией весь отряд был отозван на Балтику.
    Фото. Крейсер <КАСАГИ>
    Крейсер 'Касаги' (1897 г.),
    флагман вице-адмирала С. Девы - один из главных противников 'Авроры' в бою 14 (27) мая 1905 г.
    Photo by C.O.Travers, Esq., 1903.
    (6163 т; 114х14,6х7,3 м; 15000 л.с.; 22,7 уз; 4200 миль; 2-203мм, 10-120мм, 12-76мм, 4 ТА; 440 чел).
    Фото. Крейсер 'АВРОРА'
    Крейсер I ранга 'Аврора'.
    Фотография 1903 г.

    Фото. Е. Р. Егорьев

    Командир крейсера
    с июля 1904 по май 1905 г.
    капитан 1 ранга
    Е.Р. Егорьев (1854-1905).

    Боевое крещение крейсер 1 ранга 'Аврора' начал в русско-японскую войну в 1904-1905 годов, когда в составе 2-й Тихоокеанской эскадры 2 (15) октября 1904 г. вышел из Либавы на Дальний Восток. Под командованием капитана 1 ранга Е. Р. Егорьева участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 г. Следуя в составе крейсерского отряда контр-адмирала О. А. Энквиста за головным крейсером 'Олег', в начале дневного боя 14 (27) мая 'Аврора' прикрывала с востока колонну русских транспортов. В 14:30 корабли крейсерского (2 крейсера I ранга, 2 старых крейсера I ранга, контр-адмирал О. А. Энквист) и разведывательного (1 крейсер I ранга, 1 крейсер II ранга, 1 вспомогательный крейсер, капитан 1 ранга С. П. Шеин) отрядов вступили в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирала Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 дополнительно с 6-м боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал Того-младший). Около 16:00 'Аврора' попала под огонь броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получила повреждения. В то же время русские крейсера дополнительно вступили в бой с 5-м японским боевым отрядом (1 старый броненосец береговой обороны, 3 крейсера, вице-адмирал Катаока). Около 16:30 'Аврора' вместе с другими крейсерами ушла под защиту колонны русских броненосцев и прекратила бой.

    Всего за время боя было израсходовано 303 152-мм боекомплекта и 1282 75-мм патронов. Крейсер получил 18 попаданий снарядами калибром от 8-ми до 3-х дм. Осколки одного из 75-мм снарядов попали в боевую рубку и ранили большинство из находившихся там офицеров. Командир корабля был смертельно ранен, командование кораблем принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам получивший серьёзное ранение. Всего в бою убито 15 человек (все похоронены в море: командир в точке 15°00'N, 119°15'O; остальные члены экипажа в точке 32°00'N, 126°00'O) и 83 ранено. Корабль получил умеренные повреждения корпуса и надстроек, частично вышли из строя система управления артиллерийским огнём, разбиты одно 152-мм и пять 75-мм орудий. В ночь на 15 (28) мая контр-адмирал Энквист, предвидя полное поражение русской эскадры, принял решение уводить оставшиеся у него три крейсера на юг. Следуя за флагманом, 'Аврора' форсировала ход, в темноте оторвалась от преследования японских кораблей и после морского перехода 21 мая (3 июня) прибыла в Манилу (Филиппины, США), где 25 мая (7 июня) 1905 г. была интернирована. После окончания войны в феврале 1906 г. крейсер вернулся в Либаву.

    Дальние учебные плавания в 1907-1913 гг.

    После войны крейсер стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. Летом 1907-1908, 1910 и 1913 годов 'Аврора' находилась в плавании с гардемаринами Морского корпуса на Балтийском море, посетила Висбю и Стокгольм (Швеция), Копенгаген (Дания), приняла участие в праздновании Kieler Woche (<Кильской недели>), когда 18 июня (1 июля) крейсер посетил император Германии. С осени 1909 г. по весну 1910 г. 'Аврора' совершила дальнее плавание с гардемаринским отрядом в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго (Испания), Алжир, Бизерту (Тунис), Тулон и Вильфранш-сюр-Мер (Франция), Смирну (Турция), Неаполь и Мессину (Италия), Суду (Крит), Пирей и Порос (Греция), Гибралтар (Великобритания), Виго (Испания), Шербур (Франция), Киль (Германия). С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава - Христианзунд (Дания) - Виго (Испания) - Бизерта (Тунис) - Пирей и Порос (Греция) - Мессина (Италия) - Малага и Виго (Испания) - Шербур (Франиция) - Либава. С осени 1911 по лето 1912 года 'Аврора' ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Тайланда (16 ноября - 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры <держав-покровительниц> Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда (Крит). Фото. Крейсер 'АВРОРА'

    Крейсер 'Аврора' в составе бригады крейсеров 1-го резерва Балтийского флота.
    Фотография 1914 г., в море.

    Боевая служба в первую мировую войну

    С началом первой мировой войны в 1914 году крейсер 'Аврора' под командованием капитана 1 ранга Г. И. Бутакова вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота (порт приписки - Свеаборг), проводил артиллерийские стрельбы и нёс дозорную службу. Крейсер находился в составе охраны района проведения водолазных работ на потерпевшем аварию германском крейсере <Магдебург> (август - сентябрь 1914 года), обследовал шхерный фарватер из Финского в Ботнический залив (ноябрь - декабрь 1914 года). За зиму 1914/15 годов крейсер был перевооружен 14-ю 152-мм орудиями, четырьмя 75-мм орудиями, минными рельсами для 150 гальваноударных мин образца 1908 года и противоминным фор-тралом. Кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии. Во время зимнего ремонта крейсер был дополнительно вооружен двумя 75-мм и одной 40-мм <аэропушками>, а летом того же года еще двумя 75-мм <аэропушками> (тогда как все 75-мм орудия противоминного калибра были сняты). В кампанию 1916 года крейсер временно использовался для практики гардемаринов Морского корпуса, а затем участвовал в операциях по обороне Рижского залива, поддерживал артиллерией сухопутные части, отражал атаки самолётов противника на русское соединение.

    Осенью 1916 года 'Аврора' стала на капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде. За зиму 1916/17 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Вместо временно приспособленных 75-мм пушек установлены 6 специальных 76,2-мм <аэропушек> (зенитных орудий) системы Ф. Ф. Лендера. Кроме того, были смонтированы новая мощная радиостанция, аппаратура звукоподводной связи. Состав команды был увеличен до 723 человек. Схема 1917 г.

    Бортовой вид и верхняя палуба (1917 г.)

    Крейсер в революционном Петрограде

    Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий русской Революции 1917 г. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера 'Аврора' были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Измотанная, обескровленная и плохо вооружённая армия несла огромные потери и терпела поражение за поражением. Экономика страны пришла в упадок: наступил голод, не хватало хлеба, мяса, керосина, предметов первой необходимости. Стала очевидной неспособность царского правительства справиться с кризисной ситуацией. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию. Фото. 'АВРОРА' в Петрограде

    Крейсер 'Аврора' в Петрограде.
    Фотография 1917 г.

    Для осуществления демократических прав матросов на 'Авроре' был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26 марта) 1917 года по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле. Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б). По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная 'Аврора' была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: крейсер восстановил движение по Николаевскому мосту и дал холостой выстрел из бакового орудия с целью оказания психологического воздействия на защитников Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.

    28 ноября (11 декабря) 1917 года 'Аврора' после ремонта вернулась в состав во 2-й бригаду крейсеров Балтийского флота, но после декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия 'Авроры' были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

    Второе рождение: новые плавания и вторая мировая война

    Когда в 1922 г. началось активное восстановление Морских сил России, было принято решение восстановить 'Аврору', как учебный корабль, не в последнюю очередь из-за того, что она четыре года назад уже прошла капитальный ремонт. После восстановительного ремонта и укомплектования командой в 1922-1924 годах, крейсер 'Аврора' в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря. На корабле теперь стояло 10х1 - новых 130-мм орудий и 2х1 - 76,2-мм зенитных орудий. В 1924 - 1930 годах корабль совершил множество учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ, посетил порты Берген и Тронхейм (Норвегия, 1924,1925 и 1930), Мурманск и Архангельск (СССР, 1924 и 1925), Гётеборг (Швеция, 1925), Киль (Германия, 1926), Копенгаген (1928), Свинемюнде (Германия, 1929), Осло (1930). Заслуга 'Авроры' в подготовке грамотных специалистов для флота молодого Советского государства была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году было произведено обследование корабля и сделан вывод о необходимости второго капитального ремонта. С 1933 на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде велись ремонтные работы, но в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля. Фото. АВРОРА в Бергене

    Орудие учебного крейсера 'Аврора' салютует порту Берген.
    Фотография 1924 г.

    В годы второй мировой войны личный состав и орудия 'Авроры' участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой 'Аврора' продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. Моряки крейсера и учащиеся-курсанты уходили на действующие корабли Балтийского флота, на корабли вновь создаваемых речных флотилий, на сухопутный Ленинградский фронт. Из 9 130-мм орудий 'Авроры' была сформирована артиллерийская батарея <А>, огневые позиции которой располагались в районе Дудергофа к юго-западу от Ленинграда. Моряки крейсера, служившие на этой батарее, приняли неравный бой с немцами и пали смертью храбрых, до конца исполнив свой воинский долг 6 - 13 сентября 1941 года. Сам крейсер после полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны 'Аврора' не спускала Военно-Морской Флаг СССР. Неподвижный, полузатопленный крейсер продолжал жить и бороться. Фото. АВРОРА в Ораниенбауме

    Притопленная 'Аврора' в гавани Ораниенбаума зимой 1941-1942 гг.
    Фотография.

    Мемориальный корабль

    Ещё до окончания войны в 1944 году было приято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. 'Аврора' была поднята в 1944 году и в 1945 - 1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ, однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной <рубашки>, одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Внутренние помещения были переоборудованы для жизни и службы курсантов и преподавателей. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского военно-морского училища, против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на 'Авроре' первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов. Фото. Нахимовцы на 'АВРОРЕ'

    Нахимовцы на 'Авроре'.
    Фотография 1964 г.

    Музей на корабле начал создаваться с 1950 г. силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года в связи с постройкой для НВМУ нового жилого корпуса 'Аврора' перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек. Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов. Текущие ремонты корабля производились в 1957-1958 и 1966-1968 годах. В 1968 году крейсер 'Аврора' был награжден орденом Октябрьской Революции.

    В конце 1980-х гг. корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984 - 1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова по проекту Северного проектно-конструкторского бюро. Работы сводились к следующему:

    • Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Ныне она используется для основания мола в Усть-Лужском порту. Взамен была изготовлена новая подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.
    • Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
    • Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были <новоделом>. Орудия решили оставить на береговых станках.
    • Практические все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.
    Фото. 'АВРОРА' в праздничной иллюминации

    После ремонтно-восстановительных работ 'Аврора' 16 августа 1987 г. была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле помимо научных сотрудников служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.

    • 26 июля 1992 года на корабле был поднят возвращённый Военно-Морскому Флоту России Андреевский военно-морской флаг.
    • 1 октября 1998 года крейсер-музей Военно-Морского Флота России 'Аврора' удостоен звания Лауреата Золотой книги Санкт-Петербурга.
    • 5 ноября 1998 года на крейсере была освящена корабельная церковь с иконостасом.



    Экспозиция музея на крейсере

    В ходе ремонтно-восстановительных работ 1984-1987 годов силами научных сотрудников филиала и при помощи научных сотрудников ЦВММ создавалась новая экспозиция на крейсере 'Аврора'. Сейчас она располагается в шести помещениях. Кроме того, открыты для посещения экскурсионных групп боевая рубка и машинно-котельное отделение. По составу экспозиция насчитывает около 1000 различных экспонатов, среди которых нужно отметить 12 картин и 6 акварелей. В залах представлено 10 флагов и знамён корабля. На стендах музей можно увидеть 40 подлинных документов и 46 копий и фотокопий с подлинных документов. 114 персональных фотографий рассказывают о делах моряков-авроровцев. В экспозиции 14 орденов и 24 медали, принадлежавших авроровцам. Большой интерес у посетителей вызывает коллекция значков с изображением 'Авроры', их более 100. В залах размещены 8 моделей кораблей Российского ВМФ, здесь же уникальная выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран - их 190. В последние годы музей отошел от идеологизированного подхода к истории флота. Сотрудниками филиала проделана большая работа, чтобы превратить его в подлинный музей истории корабля.
    Фото. Штурманская рубка
    Штурманская рубка.
    Фотография 1988 г.
    Фото. Радиорубка
    Радиорубка.
    Фотография 1988 г.

    Проводятся экскурсии.

    Библиография

    • Материалы Центрального военно-морского музея.
    • 'Аврора'. - БСЭ. Изд. 2-е, т. 41. С. 117-118.
    • 'Аврора': альбом - Л.: Сов. художник, 1967.
    • Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли российского и советского военно-морского флота. - М.: Воениздат, 1981. С. 57.
    • Андреев В. Революционный держите шаг. - М., 1973. С.168-177.
    • Асеев Н. Земля и люди. - М.: 1961. С. 203.
    • Бадеев А. 'Аврора'.- В кн.: Отчий дом: сборник. - М.: <Мол. гвардия>, 1978.
    • Балтийский флот. Исторический очерк. - М., Воениздат, 1960.
    • Бартев Г. П. Балтийские зори. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987.
    • Бартев Г. П. и др. Крейсер 'Аврора': путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1983.
    • Бартев Г. П., Мясников В. А. Страницы летописи 'Авроры': Документальный очерк. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1975.
    • Белкин С.И. Рассказы о знаменитых кораблях. - Л.: Судостроение, 1979.
    • Белышев А. Балтийская слава. - Калининград, 1959. С. 41-46.
    • Белышев А. Как это было (Воспоминания первого комиссара крейсера 'Аврора'). - В кн.: Корабли-герои. - М., 1976. С. 106-107.
    • Березов П. Залп с 'Авроры'. - М.: Политиздат, 1967.
    • Бурковский Б. В., Кулешов И. М. Крейсер 'Аврора': путеводитель по музею. - Л., Лениздат. 1967.
    • Бурковский Б. В. и др. Крейсер 'Аврора': путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1979.
    • Буров А. В. Блокада день за днем. - Л., 1979. С. 55, 63, 67, 388.
    • Буров В. Н., Юхнин В. Е. Крейсер 'Аврора': памятник отечественного кораблестроения. - Л.: Лениздат, 1987.
    • Великий Октябрь. Сборник документов. - М.: 1961. С. 52, 53, 327, 340, 351, 352.
    • Годунов М. Н. Крейсер 'Аврора': путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1988.
    • Грищинский К. К. Герои рядом с нами. - Л.: Лениздат, 1982. С. 70-84.
    • Дубинкин В. Е. Комендор с крейсера 'Аврора': Документальная повесть. Воронежское кн.изд-во, 1936.
    • Козлов И.А., Шломин В.С. Северный флот. - М., 1966. С. 78, 83.
    • Крестьянинов В. Я. Цусимское сражение 14 - 15 мая 1905 г. - СПб.: <Галея Принт>, 1998. - ISBN 5-8172-0002-3.
    • Летов Б. Корабли-герои. - М.-Л.: Детгиз, 1950.
    • Максимихин И. А. Легендарный корабль. - М.: <Мол.гвардия>, 1977.
    • Мельников Р. М. Корабли-памятники // <Человек. Море. Техника>. - Л.: Судостроение, 1987. Сс. 301-321.
    • Моисеев. И. И. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). - М.: Воениздат, 1948. С. 76.
    • Неволин А. С. Авроровцы. - М.: Воениздат, 1987.
    • Поленов Л. Л. Крейсер 'Аврора'. Л.: Судостроение, 1987.
    • Поленов Л. Л. 'Аврора': тайны столетней истории. - СПб.: <Нордмед-Издат>, 1997. - (События, корабли, люди).
    • Пронин М. П. Легендарный крейсер. Л.: Лениздат, 1957.
    • Тихоокеанский флот. - М.: Воениздат, 1966. С. 59, 62, 63, 134, 270.
    • Чернов Б. М. Судьба высокая 'Авроры'. - М.: Политич. лит., 1983.
    • Харченко В. И. На 'Авроре' бьют склянки. - М.: Изд. ДОСААФ, 1967.
    • Холодняк А. 'Аврора'. - Л., 1925.
    • Юнга Е. С. Крейсер 'Аврора'. - М.: Воениздат, 1949.
    По материалам
    Центрального военно-морского музея.
    Филиал на крейсере 'Аврора'.
       
    Все прейскуранты     Все каталоги




    Новости, новинки дверного бизнеса    

    Новости NEWPORTE:

    12/02/14     Новинки Salice Paolo - февраль 2014: ручка SAND и ручка MABELLE для дверей.

    17/12/13     Складской прайс 2014 на ручки для дверей Colombo Design на нашем сайте в разделе дверный ручки Colombo

    06/12/13     Элегантные современные двери и перегородки от Longhi теперь на нашем сайте!

    01/11/13     Новинки от Flex Porte 2013-2014: варианты настенных отделок, новые модели межкомнатных дверей, новые цвета отделок.

    26/10/13     MOMO Design ручка Tecno и ручка Electra - новинки 2014 от итальянского завода дверных ручек Colombo Design

    20/08/13     Новое поступление на склад в Москве от ENRICO CASSINA

    15/07/13     Компания Newporte предлагает своим клиентам межкомнатные двери итальянского завода Romagnoli

    08/02/13     Новый каталог аксессуаров для ванн от Salice Paolo




    Двери межкомнатные и входные, перегородки, лестницы.
     
        ГДЕ КУПИТЬ ? НА ГЛАВНУЮ    
    Межкомнатные двери Металлические пеналы Металлические двери Ручки для межкомнатных дверей Деревянные двери Недорогие двери Лава от 3 elle


    Яндекс цитирования       Рейтинг@Mail.ru